15.6.15

Олімпіада з російської мови і літератури в 10 класі



Русский язык
1. Задание (6 баллов).
Назовите слова, зашифрованные в загадке:

Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть,
Могу и до слез довести, и убить.

Как называются зашифрованные пары слов? На каком фонетическом явлении основана загадка?

Правильные ответы
Количество баллов
В загадке зашифровано 2 пары слов: луг (поляна) – лук (овощ), лук (овощ) – лук (оружие).
1
В первой парелуг (поляна) – лук (овощ)слова являются омофонами. Омофоны [гр.homos одинаковый + phone голос, звук] – слова,одинаково звучащие,но имеющие разное написание.
2
Во второй паре лук (овощ) – лук (оружие) слова являются омонимами. Омонимы [гр.homonyma<homosодинаковый + onyma, onoma имя] – слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но различное значение.
2
Фонетическое явление, на котором основана загадка,  оглушение согласных в конце слова.
1





2. Задание ( 6 баллов).
Чем отличается графолог от графомана, а кинолог от киномана?

Правильные ответы
Количество баллов
Графолог (от греч. gráphō– пишу и lógos– учение) – специалист, изучающий почерк как отражение свойств характера и психологических состояний человека.
1,5
Графоман (от греч. gráphō– пишу и manía– страсть, влечение) – человек, болезненно пристрастный к писанию, к пустому многословному сочинительству.
1,5
Кинолог (от греч. kyōn (kynos)– собака и lógos– учение) – специалист, изучающий собак.
1,5
Киноман (кино – сокращот греч. kinematos – движение, mania – страсть, влечение) – человек, страстно увлечённый киноискусством.
1,5




3. Задание (6 баллов).
«Не нагибайся так, не нагибайся! Упадёшь!» – предупреждает жена, следя за действиями мужа; «Подними бумажку, а то мне нагинаться трудно», – обращается бабушка к внучке. «Нагибайся ниже, а то гриба не увидишь», – поучает дед внука. В живой речи мы довольно часто встречаемся с такими выражениями. А как правильно: «нагибаться» или «нагинаться»? Аргументируйте свой ответ.

Правильные ответы
Количество баллов
Для того чтобы ответить на вопрос, подберём однокоренные слова: нагнуть / нагибать, разогнуть / разгибать, изогнуться / изгибаться, перегиб, гибкий, загнуть, негибкость, перегнувшись, огибая, согнув, выгибание и т. п.
Корень-гин- не встретился ни в одном из них. Корень в этих словах существует в двух вариантах: -г- (согнуть, нагнуть, разогнуть, перегнуться) и -гиб- (огибать, нагибать, разгибать, загибаться, перегиб, выгибание). Каждый из двух названных вариантов появляется в строго определённых случаях: первый – в глаголах совершенного вида (что сделать? – разогнуть, изогнуться, выгнуть, отогнуть), а второй – в глаголах несовершенного вида (что делать? – разгибать, изгибаться, выгибать, отгибать).
4
Следовательно, правильный вариант – нагибаться.
2





4. Задание (6 баллов).
Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
Особенно удачно выступали Шевченко, Ковтун, Калита. Все трое включены в состав сборной Украины по плаванью.
Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Аргументируйте свой ответ.

Правильные ответы
Количество баллов
Соревновавшиеся Шевченко, Ковтун, Калитавключены в состав мужской сборной по плаванию.
2
Все собирательные числительные сочетаются с одушевлёнными существительными мужского рода и не сочетаются с существительными женского. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).
4





5. Задание (6 баллов).
Прочитайте отрывок из стихотворения Алексея Константиновича Толстого. Определите, какую синтаксическую функцию выполняет каждое из выделенных слов? Какой частью речи является? Какой морфемой является в них конечный гласный?

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды смотрят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Правильные ответы
Количество баллов
Ясно и прозрачно – именная часть составного именного сказуемого, краткие прилагательные, конечный гласный – окончание.
1,5
Светло – обстоятельство, наречие, конечный гласный – суффикс.
1,5
Мрачно – главный член части сложного предложения, подобной односоставному безличному предложению, наречие (категория состояния), конечный гласный – суффикс.
1,5
Тяжело – главный член части сложного предложения, подобной односоставному безличному предложению, наречие (категория состояния), конечный гласный – суффикс.
1,5


Литература

1.Задание ( 20 баллов)
Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Порог. Сон»:
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью –
угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка <…>
 Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей
выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
 – О ты, что желаешь переступить этот порог, – знаешь ли ты, что
тебя ожидает?
 – Знаю, – отвечает девушка.
 – Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма,
болезнь и самая смерть?
– Знаю.
– Отчуждение полное, одиночество?
– Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
– Не только от врагов –  но и от родных, от друзей?
– Да... и от них.
– Хорошо... Ты готова на жертву?
–  Да.
– На безымянную жертву? Ты погибнешь –  и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!
– Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
– Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
– И на преступление готова.
 Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты, – заговорил  он, наконец, – что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,  можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
– Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
– Войди!
 Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
–  Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
–  Святая! - пронеслось откуда-то в ответ.
 
Дайте связный анализ, обращая внимание на следующее:
1.     Докажите, что данное произведение – стихотворение в прозе.
2.     Определите проблематику и основной конфликт.
3.     Охарактеризуйте образы девушки и лирического героя, художественные средства их создания.
4.     Проанализируйте символическую и аллегорическую образность.
5.     Раскройте смысл данного произведения.
                                                                                       (Всего за задание 1 – 20 б.)
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1.
«Порог. Сон» И. С. Тургенева – стихотворение в прозе, где сочетаются черты прозы и лирики. Для него характерны признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы: небольшой объем, членение на небольшие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность, бессюжетность, субъективность.
         В произведении поднимаются философские и нравственно-этические проблемы: выбора, смысла человеческой жизни, самопожертвования во имя великой цели,  подвига, личности и "толпы". Основной конфликтмежду двумя мировоззрениями: обывательским, утверждающим идею спокойного, обычного бытия, и романтическим, воспевающим героический подвиг во имя достижения высокой цели.
         Для произведения характерна условность: "порог" намечает ситуацию выбора и отделяет обычную, размеренную жизнь от жизни совершенно необычной: за порогом мгла, леденящий холод, обиды, отчуждение, жертвы, преступления. Автор создает своеобразную сцену посвящения: безымянная героиня избирает свой жизненный путь и приобщается к таинственному и тяжелому делу. Это дело представлено аллегорически: "громадное здание", "узкая дверь раскрыта настежь", "за дверью угрюмая мгла". Таинственный голос, "медлительный, глухой", звучит из глубины здания. Обладатель голоса обитает в здании, во мгле и холоде. И само здание, и голос являются олицетворением некоего великого дела.
         Героиня – самоотверженная девушка, честно отвечающая на вопросы. Она стоит на пороге новой жизни, и ничто ее не страшит. Она согласна на любые страдания (и даже на позор – на презрение общества) ради достижения великой цели. И она переступает через символический порог. И если обыватель проскрежетал: "Дура!" – то романтик воскликнул: "Святая!" Именно это слово завершает произведение и, таким образом, утверждает мысль о самоотверженности и святости подвига молодого поколения.
         Образ лирического героя раскрывается с помощью "сна" (громадное здание, девушка, порог – это аллегорическое воплощение его философских раздумий); эпитетов: в них отражаются особые переосмысления, переносные значения (мгла – непроглядная; струя – леденящая, жертва – безымянная); с помощью разнообразных интонаций – от грустных, медлительных до восторженных; риторических восклицаний, приемов умолчания, обрыва.
Критерии оценивания

Раскрыто
Баллы
1

Признаки стихотворения в прозе: соединение черт прозы и лирического произведения. Как правило:
·      небольшой объем;
·      повышенная эмоциональность («лиризм»), субъективность;
·      членение на абзацы, подобно строфам;
·      отсутствие метра и рифмы; бессюжетность;
·      склонность к поэтическим метафорам, аллегориям, символам;

4 балла
2
Проблематику, основной конфликт
2 балла
3
Раскрыт образ безымянной девушки (готовность на самопожертвование, страдание, бесстрашие, мужество, честность во имя великого дела, 8 раз героиня подтверждает свой выбор)
1 балл
Раскрыт образ лирического героя, прокомментирован приём сна (аллегорическое воплощение философских раздумий лирического героя)
2 балла
Интонационная организация. Обратили внимание на фигуры риторических восклицаний, обрывов, умолчаний
1 балл
4
Прокомментирована аллегорическая и символическая образность:
порога, узкой двери – ситуация выбора жизненного пути;
2 балла
громадного здания
1 балл
голоса
1 балл
мглы, указаны эпитеты «угрюмая», «непроглядная»
1 балл
холода (эпитет «ледянящая» струя, метафора «морозом дышит мгла»)
1 балл
Связность
2 балла
                Всего
20 баллов

2. Задание (6 баллов)
Определите, к какому литературному направлению относятся предложенные тексты, авторы которых не указаны. Ответ аргументируйте.                                                                                          
1)       Главно воспитания в том состоит дело,
Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен
Сын твой был отечеству, меж людьми любезен
И всегда желателен, к тому все науки
Концу и искусства все должны подать руки.
Ответ:
1) Отрывок относится к классицизму. Поскольку в основе классицизма лежит философия рационализма и просвещения, его представители уделяли большое внимание воспитанию в человеке добродетели (1 балл), чувства долга, требовали подчинения страстей долгу. Так, автор в отрывке утверждает, что необходимо воспитывать в человеке уже с младенческих лет добрые нравы, "страсти изгнав" (1 балл). Стихотворение написано в силлабической системе стихосложения, в нем присутствуют устаревшие слова и формы тоже признак классицизма (1 балл).
2)       Не растравляй моей души
Воспоминанием былого;
Уж я привык грустить в тиши,
Не знаю чувства я другого.
Во цвете самых пылких лет
Все испытать душа успела,
И на челе печали след
Судьбы рука запечатлела.
Ответ: 2) Произведение относится к романтизму. Отрывку присущи характерные для романтизма углубленность во внутренний мир человека (1 балл), мотивы судьбы, одиночества, разочарования, грусти и печали (1 балл); традиционная лексика: чело, пылкие, судьба. Стихотворение создано по законам силлабо-тонического стихосложения (1 балл).

3. Задание (7 баллов).
Назовите русского классика, о котором говорится в предложенных отрывках:                                                                              
         «Львиная натура! страшный и могучий дух» (как назвал в восхищении [его] Белинский) были заключены в поношенный мундир армейского поручика, искавшего «едкие истины» и «горькие» лекарства для исцеления поколения, бесплодно тратившего свои силы" (Н.С. Тихонов);
         «Картины природы обличают кисть великого мастера; они дышат грандиозностью и роскошным блеском фантастического Кавказа. Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта <...>» (В.Г. Белинский).
Ответ: М.Ю. Лермонтов                                                                         (1 балл).

1) Поясните, какие детали стали для вас подсказкой           (5 баллов).
Ответ: Неукротимость духа, "жажда бури" – главные черты лермонтовского характера (1 балл).
Поэт окончил юнкерскую школу, вышел из нее корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк. Практически на всех портретах разных художников он изображен в офицерском мундире (1 балл). Во многих произведениях он язвителен, с едкой иронией критикует пороки современного общества (1 балл). В его поэзии звучит жалоба на современное поколение, дремлющее в бездействии (1 балл).
         Лермонтов – мастер пейзажа. Описывая природу, он проявляет себя как талантливый  живописец.
         С детства поэт полюбил Кавказ, природу которого он воспевает во многих своих произведениях ("Кавказ", "Кавказу", Мцыри", "Демон", "Герой нашего времени") (1 балл).
2) Назовите произведение этого автора, которое принесло ему широкую известность и стало причиной ссылки.                        
Ответ: С появлением в 1837 г. стихотворения "Смерть Поэта" началась подлинная слава М.Ю. Лермонтова. Стихотворение распространялось в рукописных списках по всей стране,  в результате чего поэт был сослан на Кавказ (1 балл).

4. Задание (8 баллов)
Назовите авторов и произведения, откуда взяты следующие цитаты:

1) «Теперь благослови, мать, детей своих! Моли Бога, чтобы они воевали храбро. Защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!»
Ответ: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.    (2 балла)

2) «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её под микроскоп»
Ответ: «Шинель» Н. В. Гоголя.           (2 балла)

3)
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Ответ: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (2 балла)

4) «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Ответ: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова  (2 балла).


5. Задание (4 балла). Сделайте метрическую схему и определите размер поэтических фрагментов:
1)
Луч зари с лазурью
На волнах трепещет,
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.
(Я.Полонский)
—U|—U|—U|
UU |—U|—U|
UU |—U|—U|
UU |—U|—U|
3-стопный хорей с пиррихием
(правильная схема – 1 балл + размер – 1 балл);

2)
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...
                        (Ф.И. Тютчев)
U—|U—|UU|U—|U
U—|U—|UU|U—|
U—|U—|UU|U—|
U—|U—|UU|U—|U
4-стопный ямб с пиррихием
(правильная схема – 1 балл + размер – 1 балл);

6. Задание (5 баллов)
Рассмотрите натюрморт художника Николая Николаевича Смирнова (1938–2005) «Пушкинские страницы».
В верхней части полотна изображены часы, которые показывают 2 часа 45 минут, страницы рукописи романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с рисунками, сделанными рукой поэта, на которых он изобразил персонажей, лица современников и свой профиль; перчатка; в центре картины – рисунок художника В.С. Садовникова из серии «Панорама Невского проспекта» (1835); в нижней части картины – два гусиных пера и перочинный нож для очинки перьев, автопортрет А.С. Пушкина из альбома Ел.Н. Ушаковой (1829).
Прокомментируйте предметы (не менее четырёх), которые выбрал художник для своей картины. Почему Н.Н. Смирнов назвал своё полотно «Пушкинские страницы»?

Ответ:
Комментарий.
1. Н. Смирнов отдал предпочтение страницам рукописи романа «Евгений Онегин» (1823–1831) – вершинному произведению поэта, которое В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Портреты современников и персонажей романа на полях рукописи – свидетельство размышлений автора над эпохой, русскими характерами и общественной жизнью.  Не случайно и появление на страницах рукописей и автопортретов, поскольку автор произведения – сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня…»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он, отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты…»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.   
2. На картине Н.Смирнова изображен и Петербург – рисунок художника В.С. Садовникова из серии «Панорама Невского проспекта» (1835). Невский проспект – самое значимое место, «лицо» Петербурга, позже блестяще запечатленное Н.В.Гоголем в повести «Невский проспект» (1833-1834). На Невский отправляется совершить утреннюю прогулку Евгений Онегин в первой главе романа, Невский связан и с жизнью Пушкина. Слева на углу Невского и набережной Мойки находилась знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, куда поэт заезжал накануне дуэли с Дантесом. На Невском размещалась книжная лавка Ф. Беллизара, куда часто заходил поэт, приобретая книги, а однажды заказал гравированный портрет Пугачёва для своей истории пугачевского бунта. Здесь же находилась Выставка Общества поощрения художников, где неоднократно бывал Пушкин.
3. Остановившиеся стрелки на часах – 2 часа 45 минут – время смерти Пушкина.
           4. Перчатки – обязательный аксессуар той эпохи, как для женщин, так и для мужчин. Правила этикета гласили, что без перчаток не возможно было находиться в обществе, на балу, в театре и т.д. Однако на картине Смирнова изображена одна перчатка, что не случайно. Как известно, в эпоху XIX века брошенная и поднятая перчатка обозначала вызов на дуэль – официально запрещенный властью, тем не менее, весьма распространенный способ защиты оскорбленной чести и достоинства (сцены дуэли изображены в «Выстреле», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Отцах и детях», «Вешних водах» И.С.Тургенева, «Войне и мире» Л.Н. Толстого, «Дуэли» А.П.Чехова, «Поединке» А.И. Куприна и др.). На дуэли погиб поэт Ленский из «Евгения Онегина», дуэль оборвала жизнь Пушкина и Лермонтова. На картине Смирнова перчатка становится не только аллегорией трагической смерти поэта, но и предстает многозначным символом рыцарской защиты чести, достоинства, а также вызова поэта, брошенного самодержавной эпохе его вольнолюбивым творчеством.
Известен также факт, что в минуту последнего прощания друзья и поэты В.А.Жуковский[1] и П.А.Вяземский[2] положили в гроб Пушкина по одной своей перчатке, в знак неумирающей вечной дружбы и поэтического братства.
5. Перо – символ литературного творчества и поэзии. Историческая деталь: в пушкинскую эпоху писали пером с остро заточенным кончиком (на картине – ножик) и чернилами. У Смирнова несколько перьев и одно з них – исписанное, поломанное, – свидетельство напряженной творческой работы поэта. Современники указывают, что, работая, Пушкин исписывал перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А. С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе – в Государственном музее А.С.Пушкина  в Москве. И.И. Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал: «Везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)».
«Полет пера» метафорически означает легкость, вдохновение, «окрылённость». Сломанное перо – знак, с одной стороны, напряжённой творческой работы, с другой – символ трагически прерванной жизни и творческого полёта.
6. Внизу – автопортрет из альбома Ел.Н.Ушаковой – один из самых вдохновенных автопортретов поэта.
(Комментарий 4 деталей картины, если связали с фактом биографии Пушкина / его романом – по 1 баллу).

Н.Смирнов назвал натюрморт «Пушкинские страницы», т.к. каждая из вещей полотна раскрывает ту или иную страницу жизни и творчества А.С.Пушкина  (2 балла).














[1] Жуковский  познакомился с  Пушкиным, когда тот учился в Лицее. Для юного поэта авторитет Жуковского был очень высок. Между ними завязалась искренняя дружба. «Небесная душа», «ангел-хранитель», отзывался о нем Пушкин. Во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении Пушкина, все время заботился о смягчении участи опального поэта. Жуковский приложил немало сил, чтобы расстроить дуэль Пушкина с Дантесом, а в январские трагические дни 1837 года неотлучно находился у постели умирающего поэта. 
[2] Искренняя дружба связывала А.С.Пушкина и П.А.Вяземского. Пушкин часто цитирует Вяземского в своих произведениях («Медном всаднике», «Евгении Онегине» и др.), его строки ставит эпиграфами к своим произведениям («И жить торопится, и чувствовать спешит» к первой главе «Евгения Онегина»,  а также к «Станционному смотрителю» и др.) Пушкин посвящает Вяземскому многие свои стихотворения и вводит его  в VII главу «Евгения Онегина». Вместе с Жуковским Петр Андреевич неотлучно дежурил у постели умирающего друга и затем горько переживал его утрату.

Комментариев нет: