15.6.15

Олімпіада з російської мови і літератури в 11 класі


Русский язык
1. Задание (6 баллов).

В каких словах, следуя литературному произношению, надо заменить Е на Ё?
Афера, короткошерстный, никчемный, новорожденный, опека, партнер, поблекший, свекла, атлет.

Правильные ответы
Количество баллов
короткошёрстный
1
никчёмный
1
новорождённый
1
партнёр
1
поблёкший
1
свёкла
1




2. Задание ( 6 баллов).

Прочитайте отрывок из стихотворения Натальи Кончаловской, в котором она использует элементы языковой игры. Запишите слова, образованные автором. Укажите,каким образом созданы эти слова, запишите слова, от которых они образованы.

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.

Правильные ответы
Количество баллов
Эти сложносокращённые слова созданы соединением частей другихслов (начало одного слова и конец другого), причём один из повторяющихся звуков опускается (кроме слова чеслук, которое удвоения не имеет).
2,5
Огурбузы – огурцы + арбузы
0,5
Помидыни – помидоры + дыни
0,5
Редисвёкла – редис + свёкла
0,5
Чеслук – чеснок + лук
0,5
Репуста – репа + капуста
0,5




3. Задание (6 баллов).
В современном русском языке используются слова, заимствованные из греческого языка, в которых есть начальная часть пери-, котораяозначает «вокруг», «около». Приведите примеры таких слов (не менее 4), дайте их толкование. Можно ли считать пери-префиксом? Свой ответ обоснуйте.

Правильные ответы
Количество баллов
Периметр – граница плоской фигуры.
1
Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части (то, что около/вокруг центра).
1
Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).
1
Перифраза (перифраз) – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания: выражение, близкое к данному слову (около него).
1
Эту часть заимствований нельзя считать префиксом в полном смысле, т.к. она не используется для образования новых слов в русском языке и её значение (известное только в результате этимологического анализа) не учитывается при объяснении заимствованных лексем. В словах периметр, перифраза понятны метр, фраза, которые употребляются и без начальной части, а в словеперископ есть часть скоп, встречающаяся в других заимствованиях: телескоп, фонендоскоп, микроскоп и др. Эти слова членятся, но не являются производными. Слово же периферия даже не членится.
2
4. Задание (6 баллов).
К какой лексико-грамматической группе относятся приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику и укажите их лексическое значение.
Индиго, маренго, бордо, хаки, электрúк, массака.

Правильные ответы
Количество баллов
Данные слова относятся к именам прилагательным, обозначающим цвет. Это несклоняемые прилагательные, в предложении являются определениями.
3
Индиго–синий цвет.
0,5
Маренго–чёрный с серым отливом или чёрный с светлыми вкраплениями.
0,5
Бордо–тёмно-красный цвет.
0,5
Хаки–коричнево-зеленый.
0,5
Электрúк–ярко-синий цвет с сероватым оттенком.
0,5
Массака– тёмно-красный цвет с синеватым оттенком.
0,5



5. Задание (6 баллов).
Фраза Мать ищет дочь обыкновенно понимается так: (кто?) матьищет (кого?) дочь. Но в некоторых случаях (при определённой интонации или в контекстеНе отца, а мать ищет дочь) она может быть понята иначе: (кого?) матьищет (кто?) дочь.
Придумайте 3 другие русские фразы вида «подлежащее + сказуемое + +дополнение», в которых тоже может возникать такая неоднозначность (то есть подлежащее может смешиваться с дополнением).
Все 3 фразыдолжны отличаться друг от друга родом или числом одного (или двух) выраженных существительным членов предложения.

Правильные ответы
Количество баллов
Ночь (ж.р., ед.ч.) сменяет день (м.р., ед.ч.).
2
Пластик (м.р., ед.ч.) вытесняет дерево (ср.р., ед.ч.).
2
Моря (ср.р., мн.ч.) окружают материки(м.р., мн.ч).
2



Литература


ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ
11 класс
1. Задание (20 баллов)
Прочитайте описания грозы в стихотворениях Г.Р. Державина и Ф.И. Тютчева:
        ГРОМ
              (Отрывок)
В тяжелой колеснице грома
Гроза, на тьме воздушных крыл,
Как страшная гора несома,
Жмет воздух под собой, – и пыль
И понт* кипят, летят волнами,
Древа вверх вержутся корнями,
Ревут брега, и воет лес.
Средь тучных туч, раздранных с треском,
В тьме молнии багряным блеском
Чертят громящих след колес.

И се, как ночь осення, темна,
Нахмурясь надо мной челом,
Хлябь пламенем расселась черна,
Сверкнул, взревел, ударил гром;
И своды потряслися звездны:
Стократно огласились бездны,
Гул восшумел, и дождь и град,
Простерся синий дым полетом,
Дуб вспыхнул, холм стал водометом,
И капли радугой блестят...
                                               Г.Р. Державин
*Понт – море.

                       ***
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
                                               Ф.И. Тютчев
         Дайте связный сопоставительный анализ, обращая внимание на следующее:
1.     Определите основную мысль стихотворений;
2.     Охарактеризуйте образы лирических героев, созданные в произведениях поэтические образы, художественные средства.
3.     Укажите настроения, интонации, которыми проникнуты стихотворения;
4.     Поясните общее и отличное в изображении природы в данных произведениях.
\
Ответ:
В обоих стихотворениях утверждается сила, могущество природы. Оба поэта создают зримые картины разбушевавшейся стихии, используя многообразие красок, звуков. Прием звукописи помогает авторам передать все оттенки природного явления.
         Лирический герой Державина – созерцатель, наблюдающий стихию. Державин создает почти скульптурный образ грозы, летящей в тяжелой колеснице грома "на тьме воздушных крыл". Картина разрушения полна движения и звуков. Это достигается энергичными, стремительными темпами – кратким перечислением быстро сменяющихся явлений природы (блеск молнии, удар грома, стократное эхо, зажженный дуб, взорванный холм, дождь, град), обилием аллитераций:  "средь тучных туч, раздранных с треском", "сверкнул, взревел, ударил гром". Чередование глухих [т] со звонким [д] и рокочущим [р] создает полную иллюзию грома, а яркий контраст красок – багряный блеск молний средь темных туч, ослепительное пламя на фоне черного неба, синий дым и радужный отблеск на дождевых каплях, – все это делает картину зримой.
         В отличие от державинского стихотворения, у Тютчева лирический герой упоен грозой: она и жизнь слиты воедино. Гроза у Тютчева несет собой очищение и пробуждение, поэтому для лирического героя "грохот летних бурь" "весел". Он возбужден, радостен, поскольку и его душа также очищается и обновляется.
         Природа в стихотворении Тютчева, как и в "Громе" Державина, изображена в постоянном движении, в переливе звуков, красок. Поэт использует олицетворения (грохот бурь – весел; гроза – смутит лазурь; дубрава – задрожит; деревья – тревожно ропщут); фонетические средства: ассонанс – весел, летних; аллитерацию – летучий, летних, лесных, гроза, вдруг, грохот, прах, широколиственно, шумно и т.д.
         Главное отличие стихотворений: у Державина гроза – разрушающая, страшная сила, у Тютчева  – это созидающее начало.

Раскрыты
Баллы
1
Основная мысль – сила и могущество природы
1
2
Характеристика лирических героев
1
Поэтических образов
2
Проанализировали средства создания.
Обратили внимание на:

а) динамику:
·     быструю смену образов:
пыль, понт, волны, деревья, берега, лес, тучи, молнии, хлябь, пламя, гром, своды, бездны, дождь, град, дым, загоревшийся дуб, холм, капли, радуга (Державин);
буря, прах, туча, небо, дубрава, лесные исполины, лист, дорога (Тютчев);
·     обилие глаголов и отглагольных форм:
жмет, кипят, летят, вержутся, ревут, воет, раздранных, чертят, расселась, сверкнул, взревел, ударил, потряслися, огласились, восшумел, простерся, вспыхнул (Державин);
взметая, нахлынувшая, смутит, набежит, задрожит, гнутся, ропщут, крутясь, слетает (Тютчев);
2
б) краски (цветопись):
багряный, черна, синий, радуга (Державин);
небесная лазурь, желтый лист (Тютчев)
1

в) контрастную светопись:
тьма, молнии, блеск, ночь темна, сверкнул, блестят (Державин);
1
г) звуковую образность:
ревут, воет, взревел, с треском, ударил гром, стократно огласились, гул восшумел (Державин);
грохот, шумно, птичий свист (Тютчев);
1
д) фонетические средства:
аллитерации и ассонансы
2

е) олицетворения
1
ж) сравнения
1
з) эпитеты
1
и) метафоры
1
3
Сравнили интонации, настроения
1
4
Указали общее и отличное
2
Связность
2
Всего:
20

2. Задание (4 балла)
Назовите литературные направления, краткие характеристики которых приведены ниже:
1) Отвергая прозаическое существование обывателя, писатели конца XIX – начала XX вв. воспевали мужество, подвиг, героику приключений. Типичный герой – мужественный, необыкновенный человек («сверхчеловек»), чья жизнь полна опасности, сопряжена с риском.
Ответ: реализм (1 балл).
2) В манифесте течения, которое входит в состав данного литературного направления, содержатся такие строки: «Дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина» …)» . Назовите направление и течение.
Ответ: направление модернизм (1 балл), течение футуризм (1 балл);
3) Для произведений этого направления характерны скептическая ирония, черный юмор, фрагментарность, интертекстуальность, игра с читателем.
Ответ: постмодернизм (1 балл).

3. Задание (9 баллов)
Прочитайте фрагменты стихотворений, авторы которых не указаны. На основе анализа идейно-образного содержания, определите литературные течения, к которым они относятся. Кратко аргументируйте свой ответ.
1)          Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей<…>

Ответ: футуризм (1 балл).
Аргументация: В фрагменте стихотворения Велимира Хлебникова выделяется «словоновшество», новообразования времири и поюны (1 балл).
***************
2)           Небесное умом не измеримо,
              Лазурное сокрыто от умов.
              Лишь изредка приносят серафимы
              Священный сон избранникам миров<…>
Ответ: символизм  (1 балл);
Аргументация:  Во фрагменте стихотворения А. Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» заметны такие признаки символизма, как: идея многомирия, наличия «иных миров», мира «небесного», т.е. «высшего мира» мечты, идеала, тайны, которые не подвластны познанию и разуму: «Лазурное сокрыто от умов», приблизиться к постижению этого священного и загадочного мира могут лишь избранные с помощью подсознательно-интуитивного созерцания тайных смыслов «лишь изредка приносят серафимы /Священный сон…» (1 балл).
*****************
3)           На бледно-голубой эмали,
               Какая мыслима в апреле,
               Берёзы ветви поднимали
               И незаметно вечерели.
               Узор отточенный и мелкий,
               Застыла тоненькая сетка,
               Как на фарфоровой тарелке
               Рисунок, вычерченный метко.
Ответ: акмеизм (1 балл).
Аргументация:  В этом стихотворении О. Мандельштама заметны характерные для акмеизма принципы: утверждение красоты и ценности человеческого бытия, в основе произведения – простота и ясность поэтического языка, создание точных, зримых образов, предметность (1 балл).
Сделайте метрическую схему стихотворного фрагмента № 2 («Небесное умом не измеримо…»). Определите размер.
Ответ:
U—|UU  |U—|UU|U—|U
U—|UU  |U—|UU|U—|
U—|UU  |U—|UU|U—|U                (2 балла)
U—|U— |U—|UU|U—|
 5-стопный ямб с пиррихиями  (1 балл).

4. Задание (5 баллов)
Назовите русского писателя, о котором говорится в отзывах его современников:                                                                                                        «<...> одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры <...>, [его] всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души <...>. Есть в таланте [его] еще другая сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство <...>, - чистота нравственного чувства» (Н.Г. Чернышевский);
         «Я обязан ему чувством <...> братской любви ко всем живым существам. Он постигает их не извне, а изнутри, потому что он делается ими, потому что они – это он» (Р. Роллан).

Ответ: Л.Н.Толстой  (1 балл).
Какие детали стали для вас подсказкой? Прокомментируйте две из них на ваш выбор (2 балла).   Назовите  не менее четырёх произведений этого писателя (2 балла).                                 
Ответ:
Н.Г. Чернышевский подчеркивает важные особенности творческого метода Л.Н. Толстого: глубокий психологизм, исследование внутреннего мира человека с помощью открытого писателем принципа диалектики души – отражения сложного, внутренне противоречивого, вечно движущегося и развивающегося духовного мира человека (1 балл).
         Важная деталь – "чистота нравственного чувства". Раскрывая внутреннюю жизнь человека, писатель прежде всего изучает "тайны человеческого духа в самом себе", и главной задачей он считает нравственное самосовершенствование, вечную духовную работу, направленную на очищение собственного "я". Для писателя основной критерий оценки человека – стремление к нравственному самосовершенствованию. (1балл).         Психологизм Л.Н. Толстого отражается в умении сопереживать вместе с героями – будь то люди или животные, ставить себя на их место, испытывать то, что испытывают они. Яркий пример – повесть "Холстомер", в которой писатель раскрывает внутреннее состояние лошади. Не случайно И.С. Тургенев, слушая рассказ Л.Н. Толстого о том, что должна чувствовать лошадь, воскликнул: "Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью" (1балл).
Назвали 4 произведения – 2 балла.
        
5. Задание (6 баллов).
Восстановите пропущенные поэтические строки и назовите автора:
1)          Простим угрюмство - разве это
              Сокрытый двигатель его?
              Он весь дитя добра и света,
              Он весь – свободы торжество!
                                                          (А.А. Блок «О, я хочу безумно жить…»)
 
2)          Послушайте!

            Ведь, если звезды зажигают –

            Значит – это кому-нибудь нужно?
                                                                 (В.В. Маяковский «Послушайте!»
 
3)        Я теперь скупее стал в желаньях,
            Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
            Словно я весенней гулкой ранью
           Проскакал на розовом коне.
                                       (С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу...»)

Задание 6. (6 баллов)
Рассмотрите иллюстрацию Ильи Глазунова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Аргументируйте, как художник с помощью средств живописи передал идею романного образа.
Ответ:
На иллюстрации Ильи Глазунова Раскольников изображен в тягостных размышлениях, его лицо измождено, веки закрыты, что отражает напряженные раздумья, внутреннюю сосредоточенность на своей идее (2 балла). Позади него на заднем плане все те, кого он, казалось бы, хотел защитить, но на самом деле он совершает преступление, чтобы проверить себя: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Он настолько сосредоточен на своей идее «Наполеона», что не замечает остальных, люди для него сейчас мало что значат, деталь – фигура его повернута к ним спиной, их мелкие контуры на рисунке размыты, не четки, ибо для Раскольникова сейчас они – «твари дрожащие» (2 балла). Еще глубже на иллюстрации видны купола соборов с крестами – символами христианской идеи смирения, любви к ближнему (идеал Достоевского), к которой, герой, сейчас погруженный в свою идею, пока остается «закрыт» (2 балла). Таким образом, детали картины (мимика, поза героя, объекты и предметы изображения), композиционное решение планов и техника их прорисовки раскрывают не только психологическое состояние героя, но, одновременно, идею романного образа.




Комментариев нет: