15.6.15

Олімпіада з російської мови і літератури у 9 класі



Русский язык


1. Задание (6 баллов).
Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.
Мог, яр, ель, ложь, парк, лён, толь, ешь, лоб, торг.

Правильные ответы
Количество баллов
мог [мок] – [ком] ком
0,5
яр [йар] – [рай] рай
0,5
ель [йэл]– [лэй] лей
0,5
ложь [лош] – [шол] шёл
0,5
парк [парк] – [крап] краб, крап
1
лён [лон] – [нол] ноль
0,5
толь [тол’] – [л’от] лёд, лёт
1
ешь [йэш] – [шэй] шей
0,5
лоб [лоп] – [пол] пол
0,5
торг [торк] – [крот] крот
0,5




2. Задание ( 6 баллов).
Прочитайте отрывок из песни Владимира Высоцкого. О каком языковом явлении в нём говорится? Приведите в качестве примера, иллюстрирующего данное языковое явление, по 2 слова, относящихся к разным сферам употребления.

Мы говорим не «штормы», а «шторма» –
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра – не ветры сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.

Правильные ответы
Количество баллов
В отрывкеговорится о профессионализмах (профессиональном жаргоне моряков)
2
Компьютерный жаргон: комп – компьютер, клава – клавиатура.
2
Жаргон медиков: новорОжденный – новорождЁнный, шприцЫ – шпрИцы.
2




3. Задание (6 баллов).
Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Орлова. Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Аргументируйте свой ответ. Приведите два примера слов, образованных таким способом.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Правильные ответы
Количество баллов
Выделенные слова образованы безаффиксным способом от глаголов.
1
Скат ← скатить (скатить → скат)
1
Гром ←греметь (греметь → гром)
1
Разбег ←разбежаться (разбежаться → разбег)
1
Примеры: шум ←шуметь (шуметь → шум), крик ←кричать (кричать → крик)
2





4. Задание (6 баллов).
Прочитайте отрывок из стихотворения Марины Цветаевой и определите, какой частью речи являются выделенные слова? Укажите их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Июльский ветер мне метет –путь,
И где-то музыка в окне –чуть.
Ах, нынче ветру до зари –дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот - никому –вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.

Правильные ответы
Количество баллов
Путь – имя существительное, нариц., неодуш., разносклоняемое, м. р., ед. ч., В. п.; дополнение.
1
Чуть – наречие, меры и степени, неизмен.; обстоятельство.
1
Дуть – глагол, неопределённая форма, неперех., несоверш. вид, 1 спр.; главный член односоставного предложения.
1
Грудь – имя существительное, нариц., неодуш., III  склонение, ж. р., ед. ч., В. п.; обстоятельство.
1
Вслед – наречие, места, неизмен.; обстоятельство.
1
Нет –неизменяемая глагольная форма, образована от устаревшего инфинитива несть;главный член односоставного предложения.
1



5. Задание (6 баллов).
Укажите возможные варианты пунктуационного оформления предложенияОна сидела у окна красивая задумчивая грустная. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

Правильные ответы
Количество баллов
Она сидела у окна красивая, задумчивая, грустная.
В этом случае прилагательные красивая, задумчивая, грустнаяявляются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделяются запятыми.
3
Она сидела у окна, красивая, задумчивая, грустная.
В этом случае прилагательные красивая, задумчивая, грустная можно рассматривать как обособленные определения. Условия обособления: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, выраженному личным местоимением, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом красивая).
3


Литература


1. Задание (20 баллов).
Прочитайте стихотворение Н.А. Заболоцкого:

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей
 Она напоминает лягушонка.
 Заправлена в трусы худая рубашонка,
 Колечки рыжеватые кудрей
 Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
 Черты лица остры и некрасивы.
 Двум мальчуганам, сверстникам её,
 Отцы купили по велосипеду.
 Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
 Гоняют по двору, забывши про неё,
 Она ж за ними бегает по следу.
 Чужая радость так же, как своя,
 Томит её и вон из сердца рвётся,
 И девочка ликует и смеётся,
 Охваченная счастьем бытия.

 Ни тени зависти, ни умысла худого
 Ещё не знает это существо.
 Ей всё на свете так безмерно ново,
 Так живо всё, что для иных мертво!
 И не хочу я думать, наблюдая,
 Что будет день, когда она, рыдая,
 Увидит с ужасом, что посреди подруг
 Она всего лишь бедная дурнушка!
 Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
 Сломать его едва ли можно вдруг!
 Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
 Который в глубине её горит,
 Всю боль свою один переболит
 И перетопит самый тяжкий камень!
 И пусть черты её нехороши
 И нечем ей прельстить воображенье, –
 Младенческая грация души
 Уже сквозит в любом её движенье.
 А если это так, то что есть красота
 И почему её обожествляют люди?
 Сосуд она, в котором пустота,
 Или огонь, мерцающий в сосуде?




Дайте связный анализ, обращая внимание на следующее:

1.     Раскройте тему и проблему стихотворения. Укажите строки, в которых проблема стихотворения приобретает афористическое звучание.
2.     Охарактеризуйте образ героини и художественные средства его создания.
3.     Проследите авторское отношение к изображаемому.
4.     Обратите внимание на особенности композиции, основной принцип построения произведения, интонации.
5.     Раскройте идею стихотворения.

Тема стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» – тема истинной красоты. Философско-нравственная проблема чётко сформулирована в финальных строках: «…что есть красота / И почему её обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?».
Образ героини, красота её души раскрываются с помощью композиции, основанной на принципе контраста. Начало стихотворения прозаично. Оно представляет собой обычную сценку – игру детей. Автор передает общее впечатление, которое производит "некрасивая девочка", выделяющаяся "среди других играющих детей". Она сравнивается с "лягушонком" (сравнение), и её портрет отличается беспощадными подробностями: "рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы" (характерные эпитеты). Однако автор подчеркивает очарование жизнерадостного чистого детства. Внутренний мир девочки показан через конкретные детали её поведения: "она ж за ними бегает по следу" и радуется вместе с мальчишками, которые "гоняют по двору" и её не замечают; но она "ликует и смеётся, охваченная счастьем бытия". Заметим, преобладают глаголы, передающие не столько внешнюю динамику, сколько внутреннюю: (радость) томит, (из сердца) рвётся, (девочка) ликует, смеётся.
Дальше за описанием – фиксацией внешних впечатлений во второй части стихотворения предстаёт активное авторское размышление, рассуждение по поводу увиденного. Здесь поэт подчеркивает внутреннюю красоту своей маленькой героини: "Ни тени зависти, ни умысла худого // Ещё не знает это существо". Прозаическое слово "существо" оттеняет переход к размышлению о "счастье бытия". Автор сопереживает с маленькой героиней это "счастье бытия", которое может превратиться в человеческую драму. Он утверждает, что для этой девочки так безмерно ново и так живо всё то, что "для иных мертво", и поэтому он представляет то горе, которое, возможно, испытает его героиня, когда станет взрослой "дурнушкой". Однако поэт верит в победу душевной красоты, в то, что не так просто погасить "чистый этот пламень" (метафора), который горит в её душе, и что не одолеют эту красоту ни зависть, ни "умысел худой" (эпитет), что внутренний огонь "перетопит самый тяжкий камень" (метафора). Если вначале стихотворения интонация более спокойная и размеренная, ощущаются и нотки сочувствия (о чём свидетельствуют уменьшительно-ласкательные суффиксы), то во второй части интонация эмоционально взволнованная, о чём свидетельствует обилие риторических восклицаний и финальных риторических вопросов, усиленных условной символической образностью («сосуд, в котором пустота» и «огонь, мерцающий в сосуде»), приглашающих читателя задуматься о нравственных, человеческих ценностях, о сути прекрасного. Таким образом, авторская позиция в стихотворении реализуется и в особенностях композиции, и в лирических комментариях, и в оценках, которые даются происходящему, и в разнообразии интонаций, присущих произведению.
Раскрывая тему, поэт утверждает мысль о силе красоты человеческой души, о её влиянии на окружающий мир.




Параметры анализа
Баллы
1 вопрос
Тема
1
Формулировка проблемы
Цитирование финальных строк
2
1
2 вопрос
Средства создания образа героини:
1) внешнего облика:
а) сравнение: напоминает лягушонка;
б) эпитеты: худая (рубашонка), (черты лица) остры и некрасивы, бедная (дурнушка), (рот) длинен, (зубки) кривы, (колечки) рыжеватые и т.д.


1
1
2) внутреннего мира:
а) передача динамики, обилие глаголов, характеризующих живой внутренний мир: (радость, счастье) томит, рвётся, ликует, смеётся;

1
б) метафорические эпитеты, метафоры: умысел худой,  тяжкий камень, чистый пламень, младенческая грация души.
2
3 вопрос
Авторская позиция
Автор сопереживает с маленькой героиней, верит в победу душевной красоты.
Авторская позиция реализуется в особенностях композиции, лирических комментариях, оценках, которые даются происходящему, в разнообразии интонаций, присущих произведению.

1

2
4 вопрос
Композиционные особенности, подчиненные принципу контраста: внешнее – внутреннее;

1
  1 часть – описание, зарисовка; 2 часть – размышление.
1
Разнообразие интонаций: от спокойной, сочувствующей до эмоционально взволнованной, переданной риторическими восклицаниями и вопросами.
2
5 вопрос
Идея
Утверждение мысли о силе красоты человеческой души, о её влиянии на окружающий мир.
2

Связность высказывания, логика, последовательность изложения
2
Итого

20 баллов




2. Задание (8 баллов).

Закончите поэтическую строфу. Укажите автора.

1. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. (А.С. Пушкин).

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. —
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (М.Ю. Лермонтов).

3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев).

4. Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит. (А.Н. Плещеев).

Указание поэтической строки– по 1 баллу
Определение автора – по 1 баллу



3. Задание (10 баллов).
Прочитайте монолог Агафьи Тихоновны из комедии Н.В. Гоголя «Женитьба». Агафье Тихоновне (купеческой дочери, невесте) только что сваха представила четырёх претендентов на её руку и сердце, и теперь героине приходится оценивать возможных женихов и выбрать, кого из них ей хотелось бы увидеть своим мужем.

Агафья Тихоновна. Право, такое затруднение — выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю Божию: кто выкинется, тот и муж. Напишу их всех на бумажках, сверну в трубочки, да и пусть будет что будет. (Подходит к столику, вынимает оттуда ножницы и бумагу, нарезывает билетики и скатывает, продолжая говорить.) Такое несчастное положение девицы, особливо еще влюбленной. Из мужчин никто не войдет в это, и даже просто не хотят понять этого. Вот они все, уж готовы! остается только положить их в ридикуль, зажмурить глаза, да и пусть будет что будет. (Кладет билетики в ридикуль и мешает их рукою.) Страшно... Ах, если бы Бог дал, чтобы вынулся Никанор Иванович. Нет, отчего же он? Лучше ж Иван Кузьмич. Отчего же Иван Кузьмич? чем же худы те, другие?.. Нет, нет, не хочу... какой выберется, такой пусть и будет. (Шарит рукою в ридикуле и вынимает вместо одного все.) Ух! все! все вынулись! А сердце так и колотится! Нет, одного! одного! непременно одного! (Кладет билетики в ридикуль и мешает.).
1. Охарактеризуйте Агафью Тихоновну. Какие средства использует автор для раскрытия её характера? (4 балла).
2. Прокомментируйте отношение автора к происходящему. (2 балла).
3. Какова роль ремарок? (2 балла).
4. Назовите выражение из монолога, которое стало известным афоризмом. В каких обстоятельствах оно может применяться? (2 балла).
Ответ.
1.     Агафья Тихоновна глупая, поверхностная и легкомысленная девица. Важную жизненную проблему – выбора спутника жизни она пытается решить с помощью жребия. Размышляя над достоинствами своих поклонников, Агафья Тихоновна отмечает лишь внешние черты (недурён, худощав, толст, видный мужчина), в то время как их внутренний мир её не интересует. Героиня относится к претендентам, как к вещам, пытаясь сложить из всех один идеальный портрет: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась». (2 балла). Характер героини автор раскрывает с помощью её речи (монолог) и действий (постоянное обращение к «ридикулю»). (2 балла).
2.     Автор к происходящему относится с иронией. (2 балла).
3.     Ремарки автора сопровождают действия героини и подчёркивают её желание совершить выбор спутника жизни по жребию. Так, в трёх из четырёх ремарок упоминается «ридикуль» – женская сумочка, с помощью которой и решается судьба девицы. (2 балла).
4.     Известным афоризмом стало выражение: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…». (1 балл). Цитируется как иронический комментарий к чьим-либо капризам, нереальным желаниям, неясным мечтаниям. (1 балл).









4.Задание (8 баллов).

Определите, кому посвящено стихотворение К.Д. Бальмонта. Назовите и прокомментируйте не менее двух деталей, которые стали для вас подсказкой.

Опальный ангел, с небом разлучённый,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездомных странный брат,
Душой внимавший песне звёзд всезвонной,
На празднике – как призрак похоронный,
В затишье дней – тревожащий набат,
Нет, не случайно он среди громад
Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.
Где мог он так красиво умереть,
Как не в горах, где небо в час заката –
Расплавленное золото и медь,
Где ключ, пробившись, должен звонко петь,
Но также должен в плаче пасть со ската,
Чтоб гневно в узкой пропасти греметь.
К.Д. Бальмонт
Ответ.
1) Стихотворение К.Д. Бальмонта посвящено М.Ю. Лермонтову. (2 балла).
2) На это указывают такие детали:
·        мятежный дух, который нашёл отражение в творчестве поэта. Строки «Опальный ангел, с небом разлучённый, / Узывный демон, разлюбивший ад» перекликаются с поэмой Лермонтова «Демон» («Печальный Демон, дух изгнанья – / Летал над грешною землёй»);
·        образ бури («Ветров и бурь бездомных странный брат») перекликается со стихотворением Лермонтова «Парус» («А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»)
;
·        строка «Душой внимавший песне звёзд всезвонной» перекликается со стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
·        «Нет, не случайно он среди громад / Кавказских – миг узнал смертельно-сонный» – трагическая гибель поэта на Кавказе.
Указание детали – по 1 баллу
Комментирование – по 2 балла (не более двух деталей)



5. Задание (4 балла).
 
Сделайте метрическую схему поэтического фрагмента. Определите метр и стихотворный размер.
 
Ответ. 
 
 
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А.С. Пушкин
 
ÚU|ÚU|ÚU|ÚU|
ÚU|ÚU|UU|Ú
UU|ÚU|ÚU|ÚU|
UU|ÚU|UU|Ú
4-х стопный хорей с пиррихием
 
За правильно выполненную метрическую схему – 1 балл
За определение метра и стихотворного размера – 3 балла



 
6. Задание (10 баллов).
Известный художник-анималист и книжный график Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997) писал: «Я <…> никогда не позволяю себе даже в деталях идти в разрез с автором… Другое дело – развить то, о чём пишет автор…».
Рассмотрите иллюстрацию Е.М. Рачёва к басне И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок». Прокомментируйте, как художнику удалось сохранить и «развить то, о чём пишет автор». Что подчёркивает и заостряет в своей иллюстрации Е.М. Рачёв?

Иван Андреевич Крылов
Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
   Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
             ___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
   И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
   Здесь чистое мутить питье
      Мое
   С песком и с илом?
   За дерзость такову
   Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
   И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
   "Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
   Мне здесь же как-то нагрубил:
   Я этого, приятель, не забыл!" -
  "Помилуй, мне еще и отроду нет году", -
Ягненок говорит. "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". — "Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
         Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". —
"Ах, я чем виноват?" — "Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". -
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
1808
Ответ.
Главными действующими лицами, как и у Крылова, у Рачёва становятся Волк и Ягнёнок. Художник наделяет басенных героев-животных человеческими позами, мимикой, жестами, одеждой (2 балла). Это усиливает басенную аллегорию (2 балла).
Иллюстратор подбирает для своих героев костюмы крыловского времени, отсылая, таким образом, зрителя к конкретной исторической эпохе. На Волке надет парадный мундир со знаками отличия и орденской лентой – признаках высокого чина его обладателя. Ягнёнок – в худом, заплатанном армячишке, что указывает на его низкое (крестьянское) происхождение. Благодаря этому – нагляднее обличение и острее насмешка: вот она безнаказанность и произвол «сильных», незащищённость и обречённость «слабых». (2 балла).

Художник подчёркивает обострившиеся в начале ХІХ века социальные противоречия: крестьянин был беззащитен перед помещиком,  бедный – перед богатым, как ягнёнок перед волком. Сохранив сюжет, Рачёв в своей иллюстрации развивает идею басни Крылова, заостряя не только моральную, но и социальную сторону конфликта, усиливая сатирическое иносказание. Художник несколько отступает от текста басни. На иллюстрации совсем нет пейзажа, исчез и ручей, который был камнем преткновения в диалоге Волка и Ягнёнка. Этим художник обнажает саму суть несправедливого обвинения, так как ручей – всего лишь повод, а место встречи «сильного» и «слабого» могло быть где угодно и когда угодно, ведь результат известен: «У сильного всегда бессильный виноват» (4 балла).


Комментариев нет: