27.3.16

ІІ Всеукраїнська олімпіада з російської мови та літератури

Задания для 11 класса



Задание 1 по русскому языку и литературе (40 баллов)

Прочитайте стихотворение.
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

Дольнему[1] стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.

Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?

Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.

Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.

Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?

Проведите анализ стихотворения, обращая внимание на следующее:
1.     Учитывая идейно-художественные особенности стихотворения, аргументируйте, к какому литературному течению Серебряного века относится это произведение, назовите его автора.
2.     Раскройте иносказательный смысл стихотворения, рассмотрев:
а) лирический сюжет и образы дороги (пути), пламени;
б) образ героини;
в) скрытый смысл образов, связанных с пространством (терем, купол, высь и др.) и временем (вечер, заря, весна и др.);
г) художественную функцию цветовых обозначений.
3.     Как создаются ритм и интонация стихотворения? Что они привносят в его содержание?
При оценке работы учитываются:
1)    логико-композиционная организация (композиционная оформленность, построение текста, расположение и соотношение его составных частей: вступления, основной части и заключения) и логичность;
2)    речевое оформление работы (смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения; точность, богатство и выразительность речи);
3)    грамотность (соблюдение грамматических, орфографических и пунктуационных норм).




Ответ на 1 задание:
Стихотворение «Отдых напрасен. Дорога крута…» – яркий образец поэзии символизма, автор этого поэтического текста – А. Блок (Это стихотворение – «Вступление» к циклу «Стихи о Прекрасной Даме»).
Основной принцип символизма – раскрытие сквозь материальные формы явлений духовного порядка (так называемое, двоемирие) – последовательно воплощен в картине мира этого стихотворения и в его лирическом сюжете. Лирический сюжет разворачивается как история пути героя к возлюбленной, но иносказательный смысл сюжета подразумевает, что это путь не буквальный: он связан с движением к идеалу, а значит – это путь духовного самосовершенствования.
На этом пути образ героини выступает некоей светлой целью, к которой стремится герой, а сама героиня воплощает Вечную Женственность – вечные Истину, Добро и Красоту. Именно поэтому героиня именуется Царевной, тем самым облекаясь в сказочно-мифологический ореол и, как и сказочные царевны, воплощая в своем образе все совершенство мира.
Идеальным является и тот мир, в котором царит героиня. Пространственно-временные характеристики этого мира последовательно формируют впечатление пребывания в райском, неземном пространстве: высокий терем, «воздвигнутый» самой героиней, помещен на возвышенном месте (дорога туда «крута»). Символика верха как высшего, духовного измерения акцентирована и в образе терема, и в других пространственных деталях стихотворения: «конек на узорной резьбе» (конек на крыше), «купол стремится в лазурную высь». Упоминание купола, а вслед за ним и колокольных звонов подчеркивает в пространстве Царевны божественный смысл, поскольку ассоциируется с церковным пространством.
Аналогичной символикой наделены и временные характеристики мира Царевны: в ее идеальном, райском мире царит весна; солнце здесь никогда не заходит («залит весной беззакатный наряд»), а время суток, царящее здесь – это вечная вечерняя сияющая заря. Заря символизирует надежду, а также, как и солнечный свет в его других проявлениях, выступает знаком присутствия в мире высших сил. С зарей связан и образ пламени, неоднократно встречающийся в стихотворении («кто поджигал на заре терема», «красное пламя», «синие окна румянцем зажглись»). Пламя – это также символ духовного горения. Можно в связи с ним вспомнить и о райском огне у Данте [2].
Важными значениями наделены и цветовые символы стихотворения: красный цвет любви здесь может поддерживать и выявленную выше духовную символику пламени («каждый конек на узорной резьбе / Красное пламя бросает к тебе»), и символизировать тревожность и даже жертвенность, которыми сопровождается путь к идеалу; лазурный цвет неба – это символ божественной чистоты, синий цвет («синие окна румянцем зажглись») частично отсылает к небесному, так называемому сакральному миру (а окно еще и является традиционным символом границы между мирами).
Но путь героя от «дольнего» мира к высшему миру героини нелегок и драматичен. Этот драматизм подчеркивают ритмико-мелодические средства стихотворения. Напряженную интонацию формируют синтаксическая разбивка текста и строфическая форма двустиший с парной рифмовкой; обилие вопросительных предложений в финале усиливает драматизм. Все эти черты интонационно-ритмической организации стихотворения подчинены задаче передать трудность и напряженность духовного поиска героя, его тревогу.
                  
Распределение баллов за литературную часть задания:
1.     Правильно определили течение – 1 б., назвали автора – 1 б., наличие краткой аргументации – 1 б.
2.     Выявили иносказательный смысл лирического сюжета и связали его с двоемирием символизма – 1 б.,
а) прокомментировали иносказательное значение образов пути (движение к идеалу – 1 б., духовное самосовершенствование – 1 б.), пламени (духовное горение – 1 б.);
б) связали образ героини с Вечной Женственностью – 1 б., сформулировали, в чем ее сущность (Идеал/ Истина/ Добро/ Красота и т.д. – 1 б.), выявили сказочный ореол (Царевна, волшебство, совершенство и т.п.) – 1 б.
в) правильно интерпретировали пространственно-временную образность:
·     заметили пространство верха – 1 б.;
·     прокомментировали образы купола, колокольных звонов, связав с неземным, возвышенным, сакральным – 1 б.;
·     интерпретировали образы весны 1 б, вечера – 1 б, зари – 1 б.;
г) аргументированно охарактеризовали цветовую символику – красного – 1 б; синего – 1 б; лазурного – 1 б.
д) указали и раскрыли художественную функцию ритмико-интонационных средств – 2 б.,
Максимальное количество баллов за литературную часть 1-го задания 20.
Распределение баллов за языковую часть задания:
1)    логико-композиционная организация (композиционная оформленность, построение текста, расположение и соотношение его составных частей: вступления, основной части и заключения) и логичность – 7  б.;
2)    речевое оформление работы (смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения; точность, богатство и выразительность речи) – 7  б.;
3)    грамотность (соблюдение грамматических, орфографических и пунктуационных норм) – 6  б.
Максимальное количество баллов за языковую часть 1-го задания – 20.

Сумма баллов за 1-е комплексное задание – 40.


Задание 2 по русскому языку (12 баллов)

Решите кроссворд и составьте предложения с четырьмя любыми словами-ответами.

По горизонтали: 1. Отождествление, установление идентичности чего-нибудь. 4. Официальный документ об окончании среднего учебного заведения, о присвоении ученого или специального звания. 7. Поступающий в высшее или среднее специальное учебное заведение.
По вертикали: 2. Торжественная церемония вступления нового президента страны в должность. 3. Тот, кто не согласен с господствующей идеологией, инакомыслящий. 5. Обжалование решения суда в более высокой судебной инстанции с целью пересмотра дела. 6. Массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких-нибудь видов искусства. 8. Процедура привлечения к суду высших должностных лиц государства (включая президента).












3



















































4



























































2





6


5








1



































8








































































7





























































































































Ответ на задание 2:



























д


















и













4
а
т
т
е
с
т
а
т















с


















и
















2

д



6


5








1
и
д
е
н
т
и
ф
и
к
а
ц
и
я






н

н



е


п






8


а

т



с


е






и


у





т


л






м


г





и


л






п


у





в


я



7
а
б
и
т
у
р
и
е
н
т

а


ц






ч


а





л


и






м


ц





ь


я






е


и















н


я















т
















Правильные ответы
Количество баллов
По горизонтали:
1.     Идентификация
1
4.  Аттестат
1
7. Абитуриент
1
По вертикали:
2.     Инаугурация
1
3.     Диссидент
1
5.       Апелляция
1
6.     Фестиваль
1
8.       Импичмент
1
Средства борьбы диссидентов – письма протеста и открытые письма, обращенные к общественному мнению.
1
Продлён прием заявлений от абитуриентов на поступление в высшие учебные заведения.
1
Инаугурация президента США по традиции проводится публично перед Капитолием в Вашингтоне и привлекает большое число зрителей.
1
Для фестиваля света, который проходит в Сингапуре, художники создали 25 световых инсталляций.
1
Сумма балов за 2-е задание – 12.

Задание 3 по русскому языку и ответы (8 баллов)
Выполните три экспресс-задания.
1)    Прочитайте вслух поэтические строки современного поэта Сергея Гандлевского. Укажите языковую ошибку, которую намеренно допустил автор в этом отрывке, определите ее тип. (2 балла)
Есть обычай у русской поэзии
С отвращением бить зеркала
Или прятать кухонное лезвие
В ящик письменного стола.

Правильные ответы
Количество баллов
Слово кУхонное в стихотворении читается кухОнное.
1
Акцентологическая (или орфоэпическая) ошибка с точки зрения языка; авторский перенос ударения с точки зрения литературы
1


2)    Прочитайте шуточное стихотворение Елены Игнатовской «Совет доктора». Выпишите авторские неологизмы, определите способ их образования. По аналогии с какими словами они образованы? (4 балла)
Недостаток котеина
И собакодефицит
Могут вызвать и ангину,
И ветрянку, и бронхит.
Каждый день нужны ребёнку
Не походы к докторам,
А лечение котёнком
По утрам и вечерам,
Попугаетерапия
И барбосовый компресс,
А без них педиатрия
И не ждёт больших чудес!

Правильные ответы
Количество баллов
Котеин – суффиксальный – кот + -е- (интерфикс) + -ин (суффикс) / кофеин
1
Собакодефицит – сложение основы слова и слова – собака + -о- (интерфикс) + дефицит / иммунодефицит
1
Попугаетерапия – сложение основы слова и слова – попугай +[э] + терапия / смехотерапия
1
Барбосовый – суффиксальный – барбос + -ов- + -ый / абрикосовый.
1

3)    Прочитайте четверостишие Василия Тредиаковского. Определите морфологические признаки слова суть. (2 балла)
Без любви и без страсти
   Все дни суть неприятны:
Вздыхать надо, чтоб сласти
   Любовны были знатны.

Правильные ответы
Количество баллов
Суть – это глагол быть в редко употребляемой в современном языке форме 3лица множественного числа настоящего времени.
2
Сумма баллов за 3-е задание – 8.

Задание 4 по русской литературе и ответы (8 баллов)
В приведенных фрагментах из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» определите объекты сатиры и назовите художественные приемы и средства, с помощью которых формируется сатирический эффект.

1)    Фрагмент дискуссии Берлиоза с Воландом о доказательствах бытия божия:
– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».
Ответ: Объекты – тоталитарная система, при которой вместо свободного обмена мнениями царит подавление инакомыслия; невежество пролетарских писателей; средства: соединение несоединимых исторических пластов (анахронизм) – немецкого философа 18-нач.19 в. Иммануила Канта и Соловков – одного из наиболее известных лагерей для противников советской власти, своеобразного нарицательного обозначения репрессивной системы 1930-х гг.; сниженно-разговорная лексика («бухнул»), с помощью которой характеризуется реплика сатирически изображаемого персонажа и выявляется неуместность и нелепость этой реплики. (2 б.)

2) – А дьявола тоже нет? – вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.
– И дьявола… <…>
– Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!..
Ответ: Объекты – атеизм, бедность материалистического мировоззрения, в котором отсутствует духовное, метафизическое измерение, отрицается все пока не познанное; также объектом сатиры косвенно угадывается и экономическая система социализма, порождающая тотальный дефицит всего необходимого. Средство – афоризм с иронически-иносказательным смыслом. (2 б.);

3) Характеристика «нехорошей квартиры»:
И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.
Однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в переднюю второго жильца (фамилия которого утратилась) и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции в чем-то расписаться. Жилец приказал Анфисе, преданной и давней домашней работнице Анны Францевны, сказать, в случае если ему будут звонить, что он вернется через десять минут, и ушел вместе с корректным милиционером в белых перчатках. Но не вернулся он не только через десять минут, а вообще никогда не вернулся. Удивительнее всего то, что, очевидно, с ним вместе исчез и милиционер.
Набожная, а откровеннее сказать – суеверная, Анфиса так напрямик и заявила очень расстроенной Анне Францевне, что это колдовство и что она прекрасно знает, кто утащил и жильца и милиционера, только к ночи не хочет говорить. Ну, а колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уж его ничем не остановишь. Второй жилец исчез, помнится, в понедельник, а в среду как сквозь землю провалился Беломут, но, правда, при других обстоятельствах. Утром за ним заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти его на службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше не вернулась.
Горе и ужас мадам Беломут не поддаются описанию. Но, увы, и то и другое было непродолжительно. В ту же ночь, вернувшись с Анфисой с дачи, на которую Анна Францевна почему-то спешно поехала, она не застала уже гражданки Беломут в квартире. Но этого мало: двери обеих комнат, которые занимали супруги Беломут, оказались запечатанными.
Два дня прошли кое-как. На третий же день страдавшая все это время бессонницей Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу… Нужно ли говорить, что она не вернулась!
Ответ: Объект – политические репрессии, бессмысленность и беспощадность массовых арестов невинных людей; средство – эзопов язык, иронически определяющий происходящее как «исчезновение», «колдовство», а действия властей соотносящий с нечистой силой. (2 б.);

4) За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом.
Ответ: Объект – бюрократия и бюрократы, главная примета которых – безликость, отсутствие индивидуальности; средство – гротеск. (2 б.);
Распределение баллов: – по 2балла за каждый фрагмент:
-       правильное определение объекта сатиры в каждом фрагменте – по 1 баллу;
-       правильное указание средств сатирического изображения в каждом фрагменте – по 1 баллу.
Сумма баллов за 4-е задание – 8.

Задание 5 по русской литературе (12 баллов)
Назовите авторов следующих крылатых выражений и укажите произведения:
1)                    Чему смеетесь? Над собою смеетесь
2)                    Да только воз и ныне там
3)                   Всё пройдет, как с белых яблонь дым
4)                    Есть еще порох в пороховницах
5)                    Любви все возрасты покорны
6)                    …никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
Ответы на задание 5:
1)    Чему смеетесь? Над собою смеетесь!
Цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), слова Городничего: «Вот… смотрите, как одурачен городничий… Мало того, что пойдешь в посмешище, – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь!»

2)    Да только воз и ныне там
Цитата из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» (1814).Употребляется в значении: дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры.

3)    Всё пройдет, как с белых яблонь дым
Цитата из стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (1922):
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Цитируется в качестве утешения, как совет относиться к жизни спокойно, по-философски, поскольку всё проходит – и хорошее, и плохое.

4)    Есть еще порох в пороховницах
Цитата из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1842). Иносказательно о способности совершить еще немало; о большом потенциале человека, способного на многие значительные дела.
5)    Любви все возрасты покорны
Цитата из поэмы «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина.
6)    никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
Цитата из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), слова Воланда.
Распределение баллов: – по 2балла за каждый правильный ответ:
-       правильное определение автора – по 1 баллу;
-       правильное указание произведения – по 1 баллу.
Сумма баллов за 5-е задание – 12.

Максимальное количество баллов за всю работу – 80.




[1]Дольний – от слова «дол»; здесь: относящийся к земному, «нижнему», материальному миру.
[2] Данте был одним из актуальнейших для символистов великих предшественников, аллюзии на произведения Данте часто встречаются в стихах Блока. 

Комментариев нет: